Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в рамках второго саммита «Центральная Азия – Россия» предложил перейти к созданию совместных казахстанско-российских кластеров глубокой переработки зерна.
– Положительные результаты уже имеются, но можно получить гораздо больший эффект, сделав упор на совместное внедрение инноваций. Речь идет о создании агротехнологических стартапов, широком применении технологий точного земледелия, развитии современных агрологистических площадок, формировании центров компетенций, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Россия является крупнейшим мировым производителем и поставщиком зерна. Казахстан по этому показателю тоже входит в группу мировых лидеров. Учитывая наш огромный потенциал в этой сфере, предлагаем рассмотреть проект создания совместных кластеров глубокой переработки зерна. Это позволит выпускать не только пшеницу и муку, но и продукцию с высокой добавленной стоимостью. Убежден, мы должны исходить из стратегического видения трансформации агропромышленного комплекса в высокотехнологичную отрасль, при этом не вступая во взаимную конкуренцию на внешних рынках. В целом, синергия потенциалов стран Центральной Азии с экономическими возможностями России способна качественно обогатить содержание нашего многопланового сотрудничества, – сказал он.
Еще одним приоритетным направлением Касым-Жомарт Токаев считает укрепление транспортно-логистических связей.
– Для Казахстана взаимодействие с Россией стратегически важно. В силу географического фактора Казахстан в состоянии обеспечить устойчивое соединение Востока и Запада, Севера и Юга в качестве центрального звена евразийской транспортно-логистической сети. Россия же – это ключевое направление выхода государств региона на мировые рынки. Поэтому сотрудничество с Россией в транспортно-логистической сфере – это дело повышенной стратегической важности. По территории Казахстана проходят 11 международных транспортных коридоров, включая пять железнодорожных и шесть автомобильных, по которым осуществляется порядка 85% сухопутных грузоперевозок между Азией и Европой. За последние 15 лет в целях комплексной модернизации отрасли туда направлено свыше 35 млрд долларов. В результате мы получили устойчивый рост объемов перевозок. Железнодорожный транзит грузов из России в Центральную Азию через Казахстан за последние три года вырос на 26%, превысив 30 млн тонн. При этом транзит в обратном направлении увеличился почти на 50%. Более того, поставки из России в Китай транзитом через Казахстан выросли в 3 раза, достигнув свыше 5 млн тонн, – заявил Президент.
Фото Акорда